Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов гражданского общества. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены вопросы местного значения, реализация которых относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Большая часть вопросов местного значения направлена на обеспечение населения необходимыми социальными услугами и формирование комфортной среды обитания человека.
Для реализации возложенных полномочий органами местного самоуправления по вопросам местного значения Бюджетным Кодексом Российской Федерации определен перечень налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в бюджеты муниципальных образований, а также предусмотрен механизм оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В Урывском сельском поселении три населенных пункта с населением 1576 человек.
На территории сельского поселения действуют: МКОУ «Урывская СОШ», Урывская участковая больница, магазины, отделение связи, филиал Сбербанка РФ.
В настоящее время администрация Урывского сельского поселения при реализации полномочий по решению вопросов местного значения столкнулась с рядом проблем, среди которых наиболее актуальными являются:
1) высокий уровень изношенности муниципального имущества;
2) ненадлежащее состояние объектов благоустройства, уличного освещения, недостаточное озеленение улиц в сельском поселении;
3) высокая доля муниципальных дорог, находящихся в аварийном состоянии;
4) несоответствии муниципальных учреждений современным санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям.
Ряд этих проблем носят системный характер. На 01.01.2024 г. в сельском поселении доля общей протяженности освещенных частей улиц, проездов, к общей протяженности улиц, проездов составила 46,1 %.
Жилищно-коммунальная, дорожная отрасль в течение многих лет финансировалось по остаточному принципу, что сделало её убыточной и депрессивной. Годами копившиеся проблемы привели к тому, что в настоящее время износ инженерной инфраструктуры коммунального комплекса составляет более 70 %, большой процент автодорог, в том числе в пределах населённых пунктов находятся в неудовлетворительном состоянии.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в 2024 году составила 95,8 % от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов орган местного самоуправления вынужден заниматься решением текущих задач, откладывая на перспективу улучшение материально-технического состояния муниципального имущества, проведение работ по благоустройству, строительство и ремонт дорог местного значения.
Не менее важным является обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, культурного отдыха и досуга граждан, содержание аварийно-спасательной службы и предотвращение чрезвычайных ситуаций, и т.д. Задачей органов местного самоуправления является бесперебойное обеспечение населения качественными коммунальными услугами, обеспечение энергосбережения, надежной и бесперебойной работы систем жизнеобеспечения населения, улучшение экологической и социальной обстановки и т.д.
В целях бесперебойного снабжения сельского поселения коммунальными ресурсами необходимо ежегодно выполнять большие объемы ремонтных работ по восстановлению инженерных коммунальных сетей.
Учитывая большую социальную значимость благоустройства поселений, обустройства мест массового отдыха, спортивных и детских площадок как объектов, способствующих повышению качества жизни населения, развитию культуры, физической культуры, особенно молодежи, организации досуга имеется потребность в привлечении средств из разнообразных источников ввиду ограниченности бюджета поселения.
Содействие развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является одним из важнейших принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить прозрачность расходования средств и повысит эффективность их использования, позволит дополнительно привлечь средства из бюджетов вышестоящих уровней.